АНТИУТОПИЯ

 

 

«Мы» — роман-антиутопия с элементами сатиры, написанный в 1920 – 1921 годах. Автор произведения  - Евгений Замятин. «Мы» является одним из его самых главных произведений. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман  стал художественным его воплощением.

В СССР роман не был опубликован: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же, роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»). В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».

Роман «Мы» хорошо известен читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы). Роман повлиял на творчество Джорджа Оруэлла (роман «1984» (1948)), а также на роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932). На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Действие разворачивается в двадцать шестом веке. Главный герой, инженер Д-503 описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве», которое возглавляет Благодетель.  Государство сосредоточено в городе, изолированном от остального мира Зелёной стеной – диким лесом, выходить в который жителям запрещено. Образ Единого Государства – традиционный символический образ урбанистической утопии. Здания из стекла и бетона напоминают сооружения, описанные в романе Чернышевского «Что делать?». Образ «стеклянного» города связан также с футурическими проектами создания рукотворного искусственного мира (например, в творчестве В. Хлебникова и А. Крученых)

В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется.

Социально-утопические мотивы романа восходят к мифам о золотом веке, рационалистическим утопиям нового времени. Но Единое Государство напоминает беззаботное общество золотого века только внешне. Здесь люди, уцелевшие после 200-летней войны, - две десятых процента населения Земли, обеспечены всем необходимым. Упоминание о том, что благами утопии пользуется лишь малая часть людей, перекликается с рассуждениями героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Петра Верховенского о том, что одна десятая человечества будет благоденствовать, а остальные на неё работать, оставаясь в первобытном состоянии.

В Едином Государстве все живут по строгим законам – Великой скрижали, регламентирующей поведение людей во всех мелочах. Жизнь здесь предельно рационализирована. Люди полностью лишены прав на семью, личную жизнь. Любовь низведена до уровня удовлетворения физиологических потребностей. Она регулируется «розовыми талонами» от врача. Вместо имён у жителей остаются только номера. В Едином Государстве существует единый строгий режим. За каждым человеком установлен контроль, который осуществляет тайная полиция, именуемая «Хранители».

Важную роль в романе играют мотивы культов и ритуалов, участники которых испытывают состояние энтузиазма или богоодержимости. Для «нумеров» Благодетель – не только палач, но и божество, болеющее за свой народ. Казни организуются в Едином Государстве как пышные торжества. Такие «празднества» становятся компенсацией за страх, в котором живут «нумера».

В романе прослеживаются библейские мотивы. День Единогласия – выборы – назван Пасхой. Герою тридцать два года, он на один год моложе Христа в момент его гибели. А имя героини начинается с этой недостающей единицы. Герой не способен пострадать за людей. В начале романа, глядя в зеркало, он видит крест у себя на лбу. Затем он дважды видит крест на лице         I-330, которая заканчивает свой путь восхождением на Голгофу. Её распятие – Машина Благодетеля. Не случайны и разделения романа на сорок записей, и временная стена на сороковом проспекте: число сорок – сакральное (сорокоуст и сорокадневные мытарства души после смерит до окончательного решения её судьбы).

Часто встречается число три, восходящее к библейской символике. «Нумеры» заняты богостроительством – сознательным конструированием мифа, чтобы создать новую религию и утвердить культ человекобога – Антихриста.

Замятинское «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно как индивидуалистические. А новую, «пролетарскую» культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да и саму «новую» пролетарскую массу представляли обезличенной,  лишённой индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства. Исследователи уже проводили параллель между Замятинским «Мы» и суждениями одного из теоретиков пролетарской культуры А. Гастева, который находил в «…пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или как 375, 075, 0 и т.п.». Гастев предсказывал в скором будущем возникновение таких рабочих «коллективов-комплексов», «в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть… лица без экспрессии, душа, лишённая лирики, эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром».

В описании устройства Единого Государства автор иронизирует над проповедуемой «пролетарскими мыслителями» верой в пролеткультовские доктрины: в безграничные возможности науки, коллективизм, техницизм. Е.И. Замятин показал опасность превращения человека в «нормализованного работника», который все силы должен отдавать только коллективу и служению высшим целям – покорению Вселенной с помощью науки и техники.

 
 
 
 

Сайт выполнили Клюшенкова Татьяна и Шумкова Алёна

Hosted by uCoz